Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

С 9-00 до 21-00

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 688-96-21


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРАВОМЕРНО ЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ?

Решение таможенных вопросов. Оперативно, качественно!     

     Российская организация А является правообладателем товарного знака, зарегистрированного в реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности. В таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности указанный товарный знак не включен. Организации А стало известно, что без ее разрешения организация Б из Китая неоднократно ввозила товар с нанесением принадлежащего организации А товарного знака. При этом таможенные органы в отношении организации Б только один раз предприняли меры по защите прав организации А на объект интеллектуальной собственности - приостановили выпуск товаров, а впоследствии в остальных случаях ввоза организацией Б товара с нанесением принадлежащего организации А товарного знака таможенные органы бездействовали. Правомерно ли бездействие таможенных органов в данном случае? 

      Ответ: Если таможенными органами ранее принималась мера по защите объекта интеллектуальной собственности (товарного знака продукции российской организации А), не включенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, основания для принятия в дальнейшем (в других случаях ввоза) мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности у таможенных органов отсутствуют, соответственно, бездействие таможенных органов будет правомерно. 

           Обоснование: Принятие таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности регламентировано гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 42 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Порядком действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденным Приказом ФТС России от 25.03.2011 N 626 (далее - Порядок).

            В соответствии с п. 1 ст. 328 ТК ТС таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном гл. 46 ТК ТС.

         В соответствии с п. 4 ст. 328 ТК ТС таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

        Частью 2 ст. 305 Федерального закона установлено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара (далее - объект интеллектуальной собственности), включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя в соответствии с гл. 42 Федерального закона.

     Статьей 308 Федерального закона регламентированы действия таможенных органов по приостановлению выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

     В соответствии с ч. 1 ст. 308 Федерального закона таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации.

     При этом в соответствии с ч. 5 ст. 308 Федерального закона меры, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее принимались меры в соответствии с настоящей статьей.

      Таким образом, указанная статья ограничивает полномочия таможенных органов по приостановлению выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

   Главой III Порядка регламентированы меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

       Согласно п. 28 Порядка приостановление выпуска товаров в соответствии с гл. III Порядка осуществляется, только если до совершения или на момент совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, либо проведения таможенного контроля у таможенного органа одновременно имеется в наличии информация о том, что:

  • 1) на (в) товарах (их упаковке) содержатся результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являются объектами интеллектуальной собственности (которым предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации), указанными в п. 3 Порядка;
  • 2) объекты интеллектуальной собственности не внесены в реестр;
  • 3) товары содержат объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные Порядком, меры по защите прав на которые ранее таможенными органами не принимались;
  • 4) товары содержат объекты интеллектуальной собственности, правообладатель которых (его представитель) имеет место нахождения (представительство) на территории Российской Федерации (реквизиты, необходимые для уведомления о приостановлении выпуска товаров);
  • 5) ввоз товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем может повлечь нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - признаки контрафактности товаров).

    Таким образом, в соответствии с положениями пп. 3 п. 28 Порядка одним из обязательных условий применения меры в виде приостановления выпуска товаров является непринятие таможенными органами ранее мер по защите объекта интеллектуальной собственности, не включенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

    Также п. 35 Порядка установлено, что меры, предусмотренные гл. III Порядка, не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее принимались меры в соответствии со ст. 308 Федерального закона и гл. III Порядка.

   Таким образом, если таможенными органами принималась мера по защите объекта интеллектуальной собственности, не включенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, основания для принятия в дальнейшем мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности у таможенных органов отсутствуют, соответственно, бездействие таможенных органов будет правомерно.

      П.А.Лесников Челябинская таможня Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

С этой статьёй так же читают:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Добавьте файл... captcha



Адвокат Денис Лисенков