Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

С 9-00 до 21-00

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРАВИЛА РАЗГРАНИЧЕНИЯ НОРМ ЗЕМЕЛЬНОГО, ГРАЖДАНСКОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Как известно, предметом гражданского права являются имуществен­ные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — имущество, отноше­ния по использованию которого в определенной части могут регулиро­ваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод администра­тивного права с его властными предписаниями о порядке предостав­ления земельных участков, об особом режиме их использования и т.д.

     Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, зе­мельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возникает потому, что не ко всем, хотя и схо­жим по своей природе, земельным отношениям допустимо применение норм гражданского и административного права.

        Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земель­ных отношений.

     Так, правила о купле-продаже земли допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным законодательством. Не подлежат продаже в частную собственность земельные участки, имеющие важное природоохранное назначение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном зако­не, изменять целевое назначение земли, определенное до ее продажи. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулиро­ванию земельных отношений норм гражданского законодательства. Если таких ограничений земельный закон не предусматривает, то обыч­но возможно применение норм гражданского законодательства к род­ственным земельным отношениям.

     Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству. Но для применения норм граж­данского законодательства в сфере земельных отношений не всег­да требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с граждан­скими отношениями могут быть урегулированы именно нормами гражданского права.

     Безусловно, нормы гражданского законодательства неприменимы в случаях, когда земельные отношения, хотя бы и родственные по свое­му характеру с гражданскими, урегулированы непосредственно и до­статочно определенно нормами земельного законодательства. Так, земельный закон устанавливает порядок платного и бесплатного предо­ставления земельных участков, указывает, кому они предоставляются и в каких размерах. Эти вопросы решены в ЗК РФ, и необходимости прибегать к помощи гражданского законодательства здесь нет и быть не может. Другое дело, например, отношения, связанные с возмеще­нием убытков пользователям земли, при определении которых при­меняются исходные положения ГК РФ о полном возмещении вреда и о возможности неполного возмещения лишь в случаях, специально оговоренных в законе.

    Нормы административного права применяются к тем отношениям, связанным с использованием земли, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в слу­чае захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, решает вопрос об изъятии, в порядке наказания, земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т. е. административно-правовой акт, на осно­вании которого прекращается право пользования землей.

      Данное решение является обязательным для органов землеустрои­тельной службы, которые выясняют границы участка в натуре (на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как последний не вправе игнорировать требования, со­держащиеся в документе государственного органа. Но коль скоро пользователь (собственник) земельного участка стал его законным вла­дельцем, получив свой участок в натуре, он начинает самостоятельно хозяйствовать на земле, никто не вправе вмешиваться в его деятель­ность. Внутрихозяйственное использование земельного участка регу­лируется нормами земельного законодательства.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

С этой статьёй так же читают:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Добавьте файл... captcha



Адвокат Денис Лисенков